?

Log in

No account? Create an account
Искусственное состаривание ткани - DOLL AS ART [entries|archive|friends|userinfo]
Аля

[ website | Мои работы ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Искусственное состаривание ткани [Apr. 17th, 2010|12:52 am]
Аля
[Tags|, ]

*Внимание: большинство способов состаривания не подойдут для повседневной одежды (т.е. тканей, которые потом будут подвергаться стирке)! Зато для кукольника эта информация окажется очень полезной.

Каждому кукольнику известно, что одежда куклы должна быть выполнена из негрубых, легких тканей, удачно задрапированных - только тогда можно добиться реалистичности в костюме маленькой фигурки (даже если надо сымитировань джинсу для куклы, берется ни в коем случае не натуральная джинса, а тонкий хлопок). Но обычно в нашем арсенале нету столь легчайших, кукольных тканей, поэтому нужно знать, как можно истончить ткань и заставить ее лечь складками именно там, где нужно.

Итак, состаривание ткани достигается тремя основными методами:
1. Механическое воздействие
2. Термообработка
3. Окрашивание / выведение цвета.
 

МЕХАНИЧЕСКИЕ повреждения ткани провоцирует обработка пемзой (можно обработать только швы, края костюма и коленки/локти), песком, наждачкой, просто интенсивное трение во время ручной стирки - делайте выводы =) Главное - знать, насолько потертая требуется ткань, чтобы не сильно нарушить плетение. Это самый жестокий способ состарить ткань, но и самый действенный. Хотя такая ткань будет недолговечной и вряд ли доживет до тех времен, когда ее начнут называть антикварной (лет 50).


ТЕРМООБРАБОТКА - это вываривание в кипящей воде, сжигание краев изделия зажигалкой, длительное нагревание в духовке и т.д. Собственно, процесс старения предметов и заключается в их медленном истлевании, а термообработка ускоряет этот процесс. В отличие от механической обработки, при термообработке ткань стареет вся, а не только в верхних слоях. Это тоже минус, если вы планируете делать долговечную куклу.


ОКРАШИВАНИЕ / ВЫВЕДЕНИЕ ЦВЕТА - самый щадящий метод состаривания. Но не каждое окрашивание может придать налет старины - отдайте предпочтение натуральным красителям и светлым тонам. Окрашенная вручную ткань всегда выглядит приятней, а костюм - реалистичнее. Окрашивание осуществляется кистью и/или погружением в раствор и/или пульверизацией (детальнее о каждом виде - далее). Выведение же цвета осуществляется банальной стиркой в отбеливателе (чем отбеливатель дешевле, тем лучше он расправится с цветом).

Про окрашивание в растворах я уже рассказывала в своем предыдущем посте. Самые распространенные натуральные красители - растворы чая, кофе, йода, зеленки, вина, соков фруктовых и овощных. Попробуйте также марганцовку, ржавчину, акриловую/масляную краску. Варьируйте температуру растворов (чем горячее раствор - тем быстрее и интенсивнее прокрашивается), время замачивания и скорость сушки ткани (если сушить интенсивно, например феном, то цвет будет более неровный и интенсивный) - получатся разные оттенки.

"Метод окрашивания кистью используется для создания эффекта пятен, какие возникают на старой ткани. Для этого необходимо заварить крепкий чай и наносить его на ткань широкой плоской кистью (лучше №8 или №9), впрочем, если таковой не имеется, можно взять и обычную. Я бы рекомендовала поискать также плоскую малярную кисточку, которая, если наносить ею красящую жидкость, может дать интересный эффект полос. Чтобы пятна были более выраженные, возможно сделать следующее: подложить под окрашиваемую ткань смятую хлопчатобумажную тряпицу, тогда часть жидкости впитается в нее, а после, по мере высыхания, выйдет на поверхность. Возможно получить эффект полос или квадратов, для этого определённые участки канвы нужно заклеить самым обычным лейкопластырем, только желательно не дорогим, бактерицидным, поскольку он слишком уж пропускает влагу, а «советским» катушечным. Можно также создать орнамент на ткани, предварительно закрыв выбранные места, скажем, вырезанными из бумаги листочками.
Используя  щетинные кисти, ватные и губчатые тампоны, накладывая цвет на цвет, соединяя роспись жидкими, слегка растекающимися красками с более густыми можно добиться различных художественных эффектов. А можно затонировать ткань красками (акварелью, акрилом, темперой, красками для росписи по ткани).. Так же можно "затереть" жесткой, с небольшим количеством краски кистью выбранным цветом, получив при этом эффект стершейся позолоты, патины. Эффект стершейся позолоты достигается и таким способом: нужно жидко развести золотую грунтовку, покрыть ею нужный участок и дождаться, когда он высохнет. Затем обмакнуть плоскую кисть в краску под цвет канвы, отжать краску на листе бумаги и полусухой кистью легонько провести по канве. Тогда краска легко осядет на верхних точках рельефа и получится эффект стёртости. Будет казаться, что в низинках поблескивает прозрачная позолота, а на вершинках она вытерлась. Если такой способ кажется слишком сложным, можно, дождавшись, когда золотистый грунт высохнет, потереть, «состарить» ткань куском войлока необходимой жесткости. Звучит угрожающе? Вовсе нет, жесткий войлок запросто можно купить в виде самых обыкновенных обувных стелек." © Елена Елисеева

Еще один способ окрашивания - пульверизация. При помощи этого метода можно сделать ткань более живописной, подчеркнуть форму, оттенить складки и создать эффект поношенности, обжитости костюма. Пульверизировать можно анилином, акрилом, тушью, гуашью и жидко разведенными масляными красками (разводится скипидаром и тщательно процеживается). Интересный эффект можно получить при окрашивании из пульверизатора масляными красками, дающими матовый рисунок, блестящую ткань типа атласа. Нарисовать отдельные элементы  можно при помощи гелевых ручек, цветного контура для холодного батика.
 
Для полнейшего разнообразия скомбинируйте методы, например, выварите в хлорке и сбрызните слабым раствором виноградного сока =)


СОВЕТЫ

   1. Протестируйте поведение красителя на нескольких лоскутках одной и той же ткани: новом, тщательно вываренном заблаговременно, немного зашкуренном, выглаженном и т.д. - т.е. таких, структура которых по-разному нарушена.
   2. Следите, чтобы во время замачивания ткань полностью была покрыта раствором, так достигается однородное прокрашивание. Для этого предусмотрительно берите большие емкости. Сушите ткань равномерно расправленной, лучше всего натянуть ее на пяльцах (или чем-то подходящем).
   3. Если же вам хочется неоднородного цвета, нужно наоборот оставить некоторые загибы ткани торчать из раствора. Цвет будет интенсивнее там, где раствор быстрее выветрится. Для сушки лучше оставить ткань как можно более влажной и смятой. Смять можно как равномерными складками, так и хаотичными (смять в шарик) и спиральными (разложить ткань, взять щепоткой за центр и скрутить в тугой жгут). Здесь можно экспериментировать еще больше, допустим, повесить ткань сушиться расправленной, но неотжатой - должен получиться градиентный цвет.
   4. Для создания пятен можно промокнуть тканью внутри чайника-заварника чая, джезвы, в которой варилось кофе и т.д., а можно на мокрой ткани разложить чаинки и оставить высыхать.
   5. Всегда следите за процессом замачивания, чтобы не допустить слишком темного цвета.
  6. Экспериментируйте с разными сортами чая, растворимым/заварным кофе, даже разные марки одного вида чая могут дать разный эффект.
   7. Добавляйте в растворы разные специи: корицу, мускатный орех, имбирь, ваниль - ткань будет долго сохранять приятный аромат.
   8. Лучше состаривать уже готовое платье, чем ткань до раскроя - цвет возьмется на швах и
канве чуть темнее и общий вид будет реалистичнее.

PS к сожалению, точных рецептов я нигде не нашла, все авторы советуют экспериментировать с ингредиентами и объединением разных методов, так что все в ваших руках!)

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: darpics
2011-08-22 12:49 pm (UTC)
спасибо огромное,очень актуально!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: marinaki
2011-10-28 04:35 pm (UTC)
спасибо большое!
(Reply) (Thread)